воскресенье, 5 мая 2013 г.

История иконы Божией Матери


История иконы Божией Матери «Скоропослушница»
История иконы Божией Матери «Скоропослушница» насчитывает уже более тысячелетия. По преданию она является современницей основания афонского Дохиарского монастыря и написана в X веке по благословению основателя обители преподобного Неофита. Как предполагают, икона является списком с чтимого образа Божией Матери, находившегося в городе Александрия. Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила позже - в XVII веке, когда от нее произошло чудо, о котором повествуется в монастырском сказании. 


В середине XVII столетия в Дохиарской обители подвизался монах Нил, исполнявший послушание трапезаря. Каждый раз, входя в трапезную, он по невнимательности коптил лучиной образ Божией Матери, висевший у входа в трапезную. Однажды, проходя по обыкновению мимо иконы с пылающим факелом, монах Нил услышал слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Нил поначалу испугался человечского голоса, но решил, что это сказал кто-нибудь из братии и не обратил внимания на слова. Он продолжал по-прежнему ходить мимо иконы с заженной лучиной. По прошествии времени монах Нил снова услышал от иконы слова: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?». При этих словах трапезарий неожиданно потерял зрение. Глубокое покаяние охватило его душу, и он искренно исповедовал свой грех неблагоговейного обращения с образом Божией Матери, признавая себя достойным такого наказания. Нил решил не отходить от иконы до тех пор, пока не получит прощение своих согрешений и исцеление от слепоты.
Утром братия нашла его лежащим навзничь перед святым образом. После рассказа монаха о случившемся с ним иноки затеплили перед иконой неугасимую лампаду. Сам же провинившийся день и ночь молился и плакал, обращаясь к Богородице, так что вскоре его усердная молитва была услышана. Знакомый голос ему сказал: «Нил! Твоя молитва услышана, ты прощен, и зрение снова дается твоим очам. Возвести же и всей братии, что Я - покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и православные христиане обращаются ко Мне в своих нуждах, и Я не оставлю никого не услышанным: всем, с благоговением ко Мне прибегающим, буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства перед Ним. Отныне сия икона Моя будет именоваться «Скоропослушница» потому, что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и скоро буду внимать их прошениям». Вслед за этими радостотворными словами к монаху Нилу вернулось зрение. Это произошло 9 ноября 1664 года.
Слух о свершившемся пред иконой чуде быстро разошлась по всему Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. Братия Дохиарской обители заложила вход в трапезную, чтобы таким образом оградить место, где находилась икона. С правой стороны был пристроен храм, освященный в честь образа «Скоропослушницы». Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для безотлучного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой умилительный канон Божией Матери (по греч. «параклис»), священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира.
Через Свою святую икону Матерь Божия совершала и доныне совершает многие исцеления: слепым дарует зрение, восставляет расслабленных, особо помогает при падучей болезни и бесновании. Многих верующих Она избавляла от кораблекрушений и освобождала от плена. Перед образом «Скоропослушницы» особенно молятся о духовном прозрении, в растерянности и недоумении, когда не знают, как лучше поступить и о чем просить. В настоящее время перед иконою теплится двадцать лампад, из них шесть неугасимых - все они пожертвованы христианами в разное время в память о совершившихся чудотворениях.
Празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» совершается 9/22 ноября.

Иконография.
По своей иконографии образ «Скоропослушницы» относится к типу Одигитрии – «Путеводительницы». Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток. Для этой иконы, как и для образа Тихвинской Божией Матери, характерна обращенность правой пяточки Богомладенца к молящимся. Позднее Богоматерь на иконе «Скоропослушницы» стала писаться в короне.
Афонский образ Богородицы «Скоропослушницы» представляет собой почти поколенное изображение Богоматери с Младенцем, в отличие от оглавного петербургского извода этого образа, о котором будет рассказано ниже.

Чудотворные и местночтимые списки с иконы
Икона Божией Матери «Скоропослушница» особенно почитается в России благодаря многочисленным чудотворным спискам. В нашей стране этот образ стал известен с середины XIX века и одним из первых мест его прославления был Свято-Троицкий Лютиков мужской монастырь в Калужской губернии, находившийся в шести верстах от города Перемышля на берегу реки Оки. В 1872 году уроженец этой местности, крестьянин Александр Фролов, подвизавшийся в афонском монастыре Руссик, прислал список иконы Божией Матери «Скоропослушницы» со Святой Горы. В праздник Живоначальной Троицы икона была перенесена в Лютиков монастырь, и в тот же день от образа совершилось несколько исцелений.
В Москве почитался умилительный список «Скоропослушницы», который был принесен с Афона в 1887 году и помещен в Афонской часовне в честь св. вмч. Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города. Перед этой иконой вчасовне постоянно служились в течение года молебные пения с акафистом и совершалось много случаев исцеления, особенно от припадков падучей болезни.
На Ходынском поле в Москве был освящен храм в честь «Скоропослушницы» при Первой Гренадерской Артиллерийской бригаде.
Один из чтимых списков иконы Божией Матери «Скоропослушницы» в Москве находится в настоящее время в храме Архангела Гавриила Антиохийского патриаршего подворья.
Прославленные списки «Скоропослушницы» находились также в Троицком Козмо-Демьянском женском монастыре в Казанской губернии и в монастыре в селении Шаркан Ижевской епархии, причем последний список существует и поныне.
В древнем русском городе Муроме прославилась чудотворениями икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на Святой Горе Афон в Русском монастыре св. великомученика и целителя Пантелеимона и привезенная в 1878 году в Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Пожалуй, наиболее почитаемой иконой «Скоропослушницы» во всей России является образ Божией Матери, находящийся ныне в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Петербургский список иконы, написанный в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, стал вкладом Великого князя Сергия Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны в строящийся Николо-Барградский храм на углу улиц Мытнинской и 2-й Рождественской. Здесь святой образ пребывал с1879 по 1932 год, когда церковь была уничтожена.
По своей иконографии эта икона существенно отличается от известного Афонского образа «Скоропослушницы». На ней Божия Матерь изображена без Младенца оглавно, с молитвенно простертой десницей подчеркнуто больших размеров, словно символизирующей Божественную помощь. Трудно сказать, что определило эти иконографическике перемены. Возможно, это было пожелание самих царственных заказчиков. Однако, как гласит предание, образ был написан «по сонному видению иноку Святой Горы». Такой тип иконы «Скоропослушницы» не встречается ни в Греции, ни в других странах православного Востока, поэтому образ называют еще «Невской Скоропослушницей».
Чтобы особым образом подчеркнуть всерусское значение новой иконы, для нее был сделан резной киот по образцу киота главной святыни земли Русской – Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Очень скоро образ прославился чудотворениями и стал весьма почитаться петербуржцами.
Невский образ Божией Матери «Скоропослушницы» стал особенно почитаемой моленной иконой Царского Дома Романовых. В 1910-е годы в Николо-Барградском храме служил прикомандированный валаамский иеромонах Георгий, духовник Великого Князя Николая Николаевича. Однажды он послал в благословение своему духовному сыну снимок с чудотворной иконы «Скоропослушницы», на что в ответ Великий Князь написал ему: «Высокочтимый отец Георгий! В суете последних дней не мог найти несколько свободных и покойных минут, чтобы поблагодарить Вас за снимок с Чудотворного образа Божией Матери «Скоропослушницы» и за Ваше письмо. Я первый раз сподобился увидать Лик «Скоропослушницы», я крепко очарован Им, глаз не оторвать: что за сверхдивные черты и выражение!» (от 2 июля 1912 г.).
Почитателями образа Богоматери «Скоропослушницы» были также царственные мученики, которые возносили свои молитвы к святой иконе до последних дней своей жизни. Государыня Императрица Александра Федоровна писала А.А. Вырубовой в декабре 1917 года, находясь в тобольской ссылке: «Помолись за нас и за тех, кого мы любим, и за нашу дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы»; ужасно люблю Ея чудный лик».
До 1958 года, времени перенесения образа на место его нынешнего пребывания, икона находилась в Князь-Владимирском соборе, где к ней с горячими мольбами обращались жители города в блокадное лихолетье. Для Санкт-Петербурга «Невская Скоропослушница» стала хранительницей города наряду с такими чтимыми иконами Божией Матери как Казанская, Царскосельская, Скорбященская с грошиками.


Предание обретения в селе Шаркан иконы Божией Матери "Скропослушница"
Историю этой чудотворной иконы Божией Матери, как предание, поведал мне пожилой, заслуженный батюшка, клирик Свято–Преображенского храма г. Воткинска протоиерей Иоанн Бортников.
Случилось это в 1999 году - на второй год моего служения в Петро-Павловском храме с. Шаркан. Село это и Шарканский район входят в Воткинское благочиние, и я, как настоятель шарканского прихода, по служебным, приходским делам часто посещал Преображенский храм в Воткинске. Имел честь общения с отцом благочинным и клириками. Однажды ко мне подошел о. Иоанн и очень тепло, по-отечески стал расспрашивать, как складываются дела на приходе, как часто я служу, приходит ли народ на богослужения. Внимательно выслушав меня, поведал сию чудную историю об иконе Божией Матери "Скоропослушница".


В XIX веке жил в селе Шаркан известный на всю округу владелец чугунно-литейного завода, купец Михаил Иванович Родыгин - человек благочестивый, глубоко верующий, соблюдающий традиции православной жизни, воспитывающий своих детей в строгости и вере в Бога. Немалые средства Михаил Иванович жертвовал на строительство храмов и монастырей, а также помогал в деле строительства и благоустройства храмов на Святой горе Афон. И монашествующие в знак благодарности и благословения прислали ему сей чудный образ Божией Матери "Скоропослушница". С тех пор эта икона являлась домашней семейной святыней.
Недалеко от своего дома Михаил Иванович возводит небольшой деревянный, как гласит предание, храм в честь Архистратига Божия Михаила (в то время в Шаркане уже был большой кирпичный храм, освященный в честь и память Святых апостолов Петра и Павла). Туда и передает свою семейную святыню для поклонения всем верующим. 


С течением времени люди стали замечать, что после молитвы у этой чудной иконы Божия Матерь откликалась на чаяния и просьбы, и люди получали просимое. Больные получали исцеление, особенно люди, страдающие болезнью ног. Слава об этой иконе очень скоро облетела города и веси, и люди нескончаемым потоком шли в село Шаркан, чтобы преклонить свои колени и помолиться Божией Матери. А многие навсегда оставались здесь жить.Сначала было организовано при храме Святого Архистратига Михаила сестричество, которому потом, по благословению Святейшего Синода, был дан статус монастыря. Первой его игуменьей стала близкая родственница Михаила Ивановича Софья.


С приходом к власти богоборцев и гонителей православной веры обитель постигла участь большинства храмов и монастырей России. Сначала монастырь и храм Святого Архистратига Михаила были закрыты, а потом разграблены и порушены. Варварским образом грабителями с иконы была сорвана риза, а икона, не представлявшая для атеистов ценности, была брошена на землю.
Насельница монастыря схимонахиня Дорофея взяла эту икону, завернув в мешковину, тайно унесла ее в город Воткинск, в Преображенский храм, где она и находилась до наших дней. Божией милостью о. Иоанн поведал мне - настоятелю Шарканского храма эту историю и показал икону, которая должна была вернуться в Шаркан.


Икона Божией Матери "Скоропослушница"
была перенесена в Свято-Александро-Невский Собор, в котором неделю читался акафист при большом стечении народа. А по прошествии недели икона Божией Матери крестным ходом была перенесена на свое историческое место – в село Шаркан.
С возвращением этой чудной святыни в Шаркане стала возрождаться православная жизнь. Промыслом Божиим появились люди, желающие помочь в возрождении храма, имена которых находятся в алтаре в книге вечного поминовения, о которых мы будем молиться всегда. А храм располагается ныне в том самом здании, где когда-то со своей семьей жил Михаил Иванович Родыгин. Икона Божией Матери "Скоропослушница" вернулась туда, откуда она когда-то была перенесена со святой горы Афон.
Вот такая история этой чудотворной иконы, занесенной в список чудотворных икон России.
Протоиерей Алексий Спасский, настоятель Свято-Никольского храма села Якшур-Бодья, бывший настоятель Петро-Павловского храма села Шаркан.

http://izhiza.ru/2001_8/sobytiya2004-2005/afon-udm11.2005.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий